Прощальный салют GP125

20 ноября
Прощальный салют GP125

История младшей категории Гран-При - GP125 - завершилась официально 6 ноября 2011 года в Валенсии: 63 года непрекращающейся борьбы - между технологиями, спортсменами, командами.

Впервые гонка на двухтактных 125-кубовых мотоциклах под эгидой федерации FIM состоялась 3 июля 1949 года, в швейцарском Берне. Победил в ней Нелло Пагани на мотоцикле Mondial. Интересно, что все 10 гонщиков, участвовавших в том первом чемпионате, были итальянцами. В дебютном сезоне Пагани доминировал на всех этапах. Он выиграл гонки в Ассене и Берне, в Монце был пятым, и по итогам сезона назван первым чемпионом мира по версии GP125.

Последняя гонка в этом классе прошла две недели назад в испанской Валенсии, на которой и решилась судьба чемпионского титула. В течение последних 10 лет конкуренцию в борьбе за первенство в младшем классе MotoGP итальянцам составили гонщики из Испании. Но состав чемпионата к 2011 был наиболее пестрым: Николас «Нико» Тероль из Испании стал последним чемпионом серии GP125, первенство оспаривал Йохан Зарко из Франции, с поул-позиции стартовал британец Денни Уэбб из индийской команды Mahindra Racing, а выиграл ее юный испанец Маверик Виньялес.

И все же по количеству чемпионских титулов у Италии конкурентов нет - 23; на втором месте – Испания: победы Хулиана Симона, Марка Маркеса и Николаса Тероля дали 15 титулов. Третье место занимают Япония, Великобритания и Швейцария - у них по 4 победы. Три у немцев, по две у шведских, французских и новозеландских пилотов, по одному у австрийцев, венгров и австралийцев. Мануэль Поджиалли из Сан-Марино указан в этом списке отдельной строкой: эта республика, как и Каталония, претендует на статус независимости от Италии.

Правда, только по идеологическим мотивам, на самом деле она никогда не выступала за отделение.

Самыми успешными среди команд были пилоты Honda. В течение 63 лет гонщики этого завода участвовали в большинстве заездов и победили в 164 Гран-При. Но прошлую декаду доминировал итальянский завод Aprilia, обошедший Honda по общему числу Кубков конструкторов. Первую победу заводу Aprilia принес Алессандро Громини в июле 1991 года на Гран-При Чехии в Брно. Последнюю, 151-ю победу в Валенсии одержал Виньялес, 2-е и 3-е место тоже досталось пилотам Aprilia. Большую конкуренцию Aprilia составил «младший брат» по концерну Piaggio Group - Derbi.

Судьбы многих победителей Гран-При 80-х годов связаны с миром MotoGP и в настоящее время. Хорхе «Аспар» Мартинес заведует собственным гаражом Aspar Racing, который является одним из наиболее успешных в паддоке: пилоты команды сегодня выступают во всех трех категориях и не единожды выигрывали чемпионаты. Фаусто Грезини решил пойти по этому же пути. Сегодня Gresini Racing - самый близкий саттелит к Honda в серии MotoGP, пилоты команды успешно вступили в новую для себя категорию Moto2 в 2010 году. Микеле Пирро победил в заключительном Гран-При в Валенсии. Знаменитый Франко Унчини сейчас работает в Комиссии по безопасности, которая была создана при чемпионате Dorna Sports. В 2012 к нему и еще одному чемпиону прошлых лет - испанцу Алексу Кривье присоединится покинувший гонки Лорис Капиросси.

Больше байков