Устройство катушки зажигания в мото

19 октября
Устройство катушки зажигания в мото

Я познакомился с мотоциклом в самом раннем детстве. За прошедшее время знакомился с устройством как отечественных, так и импортных байков. Сегодня я хочу поделиться знаниями о начинке «сердца» системы зажигания, которым является катушка зажигания в мото.

Назначение катушки зажигания

Ее функция состоит в том, что она трансформирует низковольтное генераторное (аккумуляторное) напряжение в высоковольтное. Это происходит за счет того, что на свече зажигания формируется высоковольтный электроимпульс.

Классификация систем зажигания

В мото конструктивно могут использоваться разнообразные системы зажигания, самыми распространенными из которых являются:

  1. Батарейная.
  2. От магнето.
  3. Как второй плюс выносная катушка (генератор переменного тока).

При третьем способе искра увеличивается в свече, при первом, наоборот, ослабевает, что, как показывает практика, очень важно для двигателей быстроходных мото.

При Vраб. двигателя мотоцикла более 175 см3 наибольшее распространение получило батарейное зажигание. Часть мотоциклов имеют как магнето, так и генератор постоянного тока для большей надежности, у которых есть магдино - отдельные приводы. Но это не всегда экономически целесообразно из-за дороговизны последнего.

При Vраб. двигателя мотоцикла, не достигающим 175 см3 используется система магнето плюс генератор (общая). У гоночных мотоциклов (в отдельных моделях) установлено магнето.

На относительно дешевых мотоциклах широко применяется зажигание от генератора переменного тока. Оно способствует снижению стоимости электрооборудования и дает некоторые преимущества за счет отдельного использования двух вышеназванных приводов.

Звенья и детали катушки

Катушка зажигания мото имеет две обмотки:

  • первичную;
  • вторичную.

Традиционно катушка мотоцикла состоит, как и автомобильная, из двух обмоток, причем первичная обмотка содержит одну-полторы сотни витков утолщенной медной проволоки, в то время, как вторичная содержит несколько тысяч (до 30) витков утонченной медной проволоки.

Усиление магнитного поля достигается за счет расположения обмоток вокруг сердечника. Изоляция катушки может выполняться лаком и специальной лентой.

В мото используются катушки, в которых обмотки могут находиться в металлическом корпусе, а могут быть и не помещены в него. Для первого типа характерно размещение обмоток на сердечнике. У части рассматриваемых объектов вверху обмоток находится вторичный сердечник, представляющий собой пластины-кольца из железа трансформатора. Изолирующим составом заливают обмотки, закрывают крышкой из карболита. С внешней стороны крышки есть две клеммы, с подходом к ним первичной обмотки. Они необходимы для контакта последней с прерывателем и источником питания, а также с вторичной обмоткой для проведения высоковольтного напряжения, поступающего к свече или распределителю.

В мотоциклах отечественного производства при необходимости можно как вариант использовать 6-тивольтовую катушку из автомобиля, но не любую. Так, мой опыт показывает, что на Днепре или Урале нельзя использовать катушку с «Газели» или «Оки», так как у них нет разрядников, из-за чего при использовании их в соответствующих мотоциклах можно угробить данные катушки.

Высоковольтное напряжение не должно вызывать пробоя, поэтому катушка зажигания мото имеет хорошую изоляцию, как наружную, так и междурядную.

В качестве заключения могу дать совет: если купили несколько катушек, то храните их в сухом месте.

Больше байков

Bullet Electra Deluxe (2011)

Bullet Electra Deluxe (2011)

Bullet Electra EFI (2011)

Bullet Electra EFI (2011)

Bullet Electra Scrambler (2011)

Bullet Electra Scrambler (2011)

Bullet Electra Twinspark (2012)

Bullet Electra Twinspark (2012)

Bullet Electra X (2007)

Bullet Electra X (2007)

Bullet G5 Classic EFI (2011)

Bullet G5 Classic EFI (2011)

Bullet G5 Deluxe EFI (2011)

Bullet G5 Deluxe EFI (2011)

Bullet Machismo 500 (2009)

Bullet Machismo 500 (2009)